Что такое фотосток?

Что такое фотосток (photostock)?

Фотосток (photostock) или фотобанк – это компания, которая предоставляет на продажу графические материалы (контент), например: фотографии, рисунки, иллюстрации, а так же аудио и видеоматериалы. Т.е. по аналогии банк, stock (рынок) – место хранения или реализации, в данном случае фотоматериалов. А еще, проще говоря, фотосток (фотобанк) – это посредник, между владельцем контента (фотографом, иллюстратором) и покупателем.

Как это работает?

Владелец контента (фотограф, иллюстратор) поставляет свои работы в фотосток (фотобанк). Фотосток обеспечивает привлечение покупателей, рекламу и механизмы хранения, поиска, продажи и приема платежей от покупателей и соответственно удерживает комиссию за свои услуги. А с каждой продажи выплачивает авторские отчисления (royalty) автору.

Кто покупатель?

Дизайнер или другое заинтересованное лицо могут обратиться в фотобанк, если им необходимы какие либо материалы. Чаще всего — это элементы для подготовки дизайна, визуальный образ для оформления статьи в печатном издании или интернет сайте, образ для оформления презентации, различная рекламная продукция. И этот момент ОЧЕНЬ ВАЖНО понимать для успешного сотрудничества с фотостоками, т.к. в фотобанк нужно поставлять те материалы, которые будут пользоваться спросом (мы же хотим, чтобы наши работы купили).

Кто поставляет контент?

Основными поставщиками контента фотостокам являются фотографы и иллюстраторы. Соответственно основное наполнение состоит из фотографий и векторных иллюстраций. Но, в меньшей степени на стоках так же представлены следующие материалы: видеоролики, аудиозаписи и флеш.

Какие бывают фотостоки (фотобанки)?

Фотобанки делятся на т.н. традиционные (макростоки) и микропейментовые (микростоки).

Традиционные фотобанки (макростоки) – крупные региональные или мировые фотобанки с историей, обычно уходящей во времена еще пленочной фотографии. С появлением и развитием интернета макростоки, так же получили свои представительства и там. Отличаются большой базой фотографий, в частности, гораздо шире представлена репортажная фотография. И в сравнении с микростоками – типом лицензирования.

Наиболее известные представители: Getty Images, Corbis, Alamy, РосФото.

Традиционные фотобанки в основном продают фотографии по лицензии Rights Managed (RM). По этой лицензии фотография может продаваться только в одном фотобанке, а так же подразумевает последовательное использование фотографии разными покупателями. При покупке по RM лицензии покупатель должен предоставлять информацию о деталях использования фотографии, что сохраняется история продаж каждой фотографии. Покупая фотографию по такой лицензии, покупатель может быть уверен, что она не использовалась его конкурентами и не будет использоваться кем-то ещё в это же время. При этом – стоимость лицензии рассчитывается исходя из размера изображения, вида и длительности использования, а также его географии, и составляет обычно от десятков до сотен долларов.

Изображения по лицензии RM покупаются для однократного использования и на определённый срок. Существует также возможность эксклюзивной покупки прав на изображение по лицензии Rights Managed.

Микропейментовые фотобанки (микростоки) – интернет фотобанки с не столь большим портфелем контента, как у макростоков. Появились в 2000-х годах, в ответ на спрос на изображения по доступной цене, когда стоимость традиционных лицензий RM категорически не подходила покупателям. Да и возможности RM лицензии так же были излишни. В частности, для использования в оформлении в дизайне и наполнении сайтов в интернет, когда нет как таковых сроков использования и при этом не важна эксклюзивность изображения и история его использования. Собственно ответом был новый тип лицензирования — Royalty Free (RF).

Наиболее известные представители: iStockphoto, Shutterstock, Fotolia, Dreamstime.

Royalty Free (RF) – не накладывает на автора ограничений на продажу фотографии только в одном фотобанке, также отсутствуют ограничения на количество продаж, но все права на изображение (авторские и имущественные остаются у автора). При этом – автору выплачивается фиксированный гонорар (royalty), который не может быть изменен в дальнейшем. Покупатель при этом не несет никаких дополнительных затрат. Т.е. один и тот же материал может быть продан в различных местах неограниченное количество раз. Стоимость лицензии от нескольких до нескольких десятков долларов и часто зависит от размера покупаемого изображения. Однако этот тип лицензии накладывает определенные ограничения на использование материала:

  • Ограничение на тираж в печатных изданиях
  • Ограничение на тираж в рекламных материалах
  • Ограничение на тираж при использовании в фильмах и театральных постановках
  • Ограничение на тираж при использовании на обложках книг и компакт-дисков
  • Запрещено коммерческое использование материала
  • Использование материала в более чем одном месте одновременно по одной лицензии
  • Использование в логотипах и товарных знаках
  • Использование в произведениях порнографического, непристойного или клеветнического характера
  • Использование способом, создающим видимость личной поддержки со стороны изображенного в работе лица
  • Изображение человека в чувствительном контексте (психическое или физическое расстройство, злоупотребление алкоголем или наркотиками, преступное поведение, половая активность или половые предпочтения) без соответствующей оговорки.
  • Сублицензировать, отдавать, совместно использовать или иным образом передавать третьим лицам отдельные изображения / файлы

В принципе, условия лицензии на различных фотостоках могут незначительно отличаться, но перечисленные критерии характерны почти для всех. Часть ограничений стандартной RF лицензии снимает так называемая расширенная лицензия: Extended Royalty Free, которая стоит заметно дороже обычной RF – от десятков до сотен долларов. Extended Royalty Free снимает ограничения на различные тиражи с использованием купленного материала, а так же допускает коммерческое использование (иногда с некоторыми ограничениями).

Кроме RF на некоторых фотостоках можно продавать фотографии для редакционного использования (Editorial). Лицензия Editorial подразумевает использование фотографии не в целях рекламы, маркетинга или продвижения продукта на рынок, а исключительно в целях иллюстрации информационного повода. При использовании фото по лицензии Editorial от людей, изображённых на фотографии не требуется передача прав на использование своего образа (как это требуется при коммерческом использовании фото). Но по этой лицензии могут распространяться не все изображения. Как пример, распространение по этой лицензии крупнопланового портрета человека может быть оспорено изображённым лицом с весьма неприятными последствиями для конечного пользователя изображения.

Как начать сотрудничество с фотостоком?

Между автором (фотографом, иллюстраторов) и фотостоком заключается договор, оговаривающий права и обязанности сторон. Договор с иностранными фотостоками заключается в виде публичной оферты, либо, что гораздо реже в письменном виде. Принимается публичная оферта обычно подтверждением своего желания «I agree» и нажатием на кнопку «Sign up», либо аналогичной процедуры, после чего договор между сторонами считается заключенным. Т.е. пройдя регистрацию и приняв условия публичной оферты, которые Я настоятельно рекомендую прочитать (т.к. на каждом фотостоке условия могут несколько отличаться), вы становитесь автором и можете размещать свои работы.

Какие условия размещения работ в фотобанках?

Есть несколько основных условий размещения своих работ:

Эксклюзивные авторы. На некоторых фотостоках есть возможность стать эксклюзивным автором, и тогда (в зависимости от условий эксклюзивности), все Ваши существующие работы и последующие должны продаваться только в этом фотобанке. Оговорюсь, что могут быть определенные исключения, например разрешение, продавать свои фото напрямую самостоятельно, или разрешение продавать другие свои работы по другим лицензиям. В любом случае – нужно внимательно читать все соглашения, которые вы собираетесь принимать. В случае такого соглашения с фотостоком, обычно самые высокие авторские отчисления (royalty) за продажи.

Эксклюзивное размещение работ. Так же есть возможность, не становясь эксклюзивным автором, некоторые свои работы предоставить на эксклюзивных условиях. Т.е. например, фотографию, которую Вы отдаете в эксклюзив на один фотосток – нельзя более размещать на других. Так же отмечу, обычно, если вы отдаете фотографию или иллюстрацию – данное условие будет распространяться на всю серию или все схожие работы (т.е. небольшие изменения, другие ракурсы и т.п.). Авторские отчисления в таком случае так же выше, но обычно ниже, чем при полном эксклюзиве.

Неэксклюзивное размещение работ. В этом случае автор имеет право одни и те же работы размещать на различных фотостоках, если не накладываются ограничения другими лицензиями. Т.е. например, при размещении фотографий по лицензии RF, их можно отправлять во все фотостоки, которые принимают  фотографии с такой лицензией, но при этом нельзя где – либо устанавливать, к примеру, RM лицензию, т.к. это будет противоречить ее условиям.

Какие требования фотостоки предъявляют к принимаемым материалам?

Фотостоки примут к продаже все фотографии или илюстрации, которые подходят под представленные требования и пройдут инспекцию, зачастую вне зависимости от коммерческого потенциала снимка.

Основные условия:

  • Правильная экспозиция, без просветов и провалов в тенях, если того не предусматривает сюжет (касается в основном фотографий).
  • При 100% увеличении не должно быть заметного цифрового шума и артефактов сжатия. Применительно к фотографиям – желательно снимать на минимальном значении ISO с настройками максимального качества, а еще лучше в RAW.
  • Отсутствие хроматических аберраций.
  • Хорошая композиция кадра.
  • Отсутствие на фото запатентованных логотипов и объектов, произведений искусств, номеров автомобилей, названий улиц, рекламных щитов и вывесок на которые у Вас нет прав на использование (property release).
  • Для всех различимых на фото людей должны быть подписанные ими разрешения (model release). То же касается для иллюстраций, использующих в своей основе фотографию.
  • Правильное атрибутирование работы: название, описание и ключевые слова. Подбор ключевых слов – крайне важен! От полноты и правильности их подбора будет зависеть то, найдет ли вашу работу покупатель среди тысяч подобных.

Что продается?

На многих стоках можно посмотреть разделы самых популярных работ. Но общее правило – продается та работа, которой покупатели могут найти применение. Если смотреть по тематикам, то самые популярные это:

  • Бизнес, работы иллюстрирующие бизнес процессы, обстановку, ситуации
  • Люди, семья, стиль жизни (lifestyle), здоровье, медицина, спорт, отдых, красота
  • Еда и напитки, блюда, ресторанная обстановка
  • Праздники и сопутствующие им атрибуты (новый год, рождество, пасха)
  • Концептуальные изображения (concept) — изображения, воплощающие какую-то идею
  • Объекты на белом фоне (изоляции)
  • Текстуры, абстрактные изображения, фракталы

Как получить заработанные на фотостоках деньги?

В иностранных фотостоках четыре основных способа получения заработанного: именной банковский чек, международные системы банковских платежей Moneybookers и Pay Pal (в данный момент полноценно не работает с Украиной и Россией), а так же платежная система Payoneer.

Почитать подробнее о выводе денег с фотостоков.